Завод Шкода сегодняС чем у вас ассоциируется марка Шкода сегодня? Наверняка с семейными автомобилями, однако история марки Шкода показывает совсем иное, раньше «Шкодовки», как их обзывают в Чехии, были другими, и могли дать фору любому Ролс-Ройсу, или же премиум-машинам фирмы Буггати.

История марки Škoda

Компания Шкода была основана в 19 веке, в 1859 году, графом немецкого происхождения по имени Валленштейн-Вартенберк. Первое время будущий авто-гигант работал как литейное предприятие, причем территориально располагался не там, где сейчас располагается центральный завод шкоды в Чехии, а в Плзни. Через 10 лет компания поменяла владельца, им стал Эмиль Шкода, который и дал автомобилям название — свою фамилию. Хотя первое время компания Шкода и не была никак напрямую связана с изготовлением автомобилей, она выпускала детали для мельниц, железнодорожного транспорта, электростанций, элементы шлюзов, но достаточно быстро переквалифицировалась, и в 1895 году был создан первый автомобиль Шкода, а точнее некое подобие автомобиля, которое было больше похоже на велосипед. А в 1899 году был создан усовершенствованный мотоцикл, который стал первым серьезным творением компании, он представлен на фотографии ниже:

Мотоцикл шкодаСпустя 6 лет — в 1905 году, на заводе была создана первая машина, получившая название  Voiturette A,  которая в короткий срок стала очень популярной. 1905 год — именно этот год компания сама Шкода считает за дату основания. В то время на территории современной Чехии был очень маленький выбор автомобилей, и появление собственного проекта, поддерживалось не только государством, но и обычными гражданами, автомобиль Voiturette A представлен на фотографии ниже:

Voiturette AПосле выхода первого автомобиля, автомастерская принялась за разработку новой модели, которая получила название Voiturette S, дебют которой состоялся в 1911 году. И новая модель снова обрела огромную популярность, причем на этот раз не только в пределах Чехии, но и за рубежом, в том числе и в России. А инженерские конструкции были настолько хороши, что их переняли другие автопроизводители того времени. Ходят слухи, что даже автомобили  Форд того времени строили на основе технологий Шкоды, но правды мы уже не сможем узнать.

Voiturette SЧуть позже появилась машина, уже не доступная для широкого круга людей — Voiturette M, она была исполнена в дорогих отделочных материалах, и являлась по-настоящему люксовой.  На основе этой машины позже будут созданы первые грузовые автомобили, получившее название MS. Грузовички были совсем небольшими, но могли перевозить до 3000 килограмм. В начале 20-ых годов прошлого столетия компания начала производить сельскохозяйственную технику, выпустив несколько вариантов машин-плугов, которые значительно упростили работу с землей, ниже представлена фотография самой популярной модели — P4:

P4К 30-ым годам, начали выходить все более мощные, и более современные автомобили. Некоторые из них были оборудованы двигателями объемом 2000 кубов, что стало настоящим фурором мощности. К этому же времени обозначения машин перешли в цифры, и новые модели начали называться 105, 110 и 120. Затем в 30-ых годах появились такие звезды автопрома как Шкода 860  - первый автомобиль завода с восемью цилиндрами, и позже появилась Skoda 420 Popular, на которую пересели почти что все предприниматели того времени. В 37-ом году  появляется логотип компании, который к настоящему времени немного видоизменился, однако стилизованный индеец в нем все-таки угадывается.

Skoda 420 PopularВо времена неспокойных 40-ых годов, завод Шкода производил преимущественно спецтехнику, главной из которых стала модель Skoda 256, верно служившая полиции, военным и медикам.

Skoda 256После окончания войны прошел целый год, и только весной 46-ого завод выпустил новую модель  - Skoda 1101 Tudor, которая опять стала хитом продаж, угадав потребности того времени. По дорогам Чехии и сегодня ездят эти малыши, настолько качественно они были созданы.

Skoda 1101 TudorНовая модель — Skoda 1200, стала главным автомобилем в 50-ых годах, на ней ездили и обычные граждане, и правительство, и даже спец. службы, машина стала по-настоящему народной. Спец машины чаще всего назывались Skoda 1201, однако внешне мало отличались от своих младших братьев. Ниже на фотографии представлена машина санитарной помощи Skoda 1201. В это же время появляется Skoda 440, больше известная как Спартак.

Skoda 1201Позднее, в 1957 году была представлена обновленная модель Спартака - Skoda 445, получившая более мощную начинку, но визуально очень похожая на свою предшественницу

Skoda-445В 60-ых годах популярную модель 445 переименовывают в Octavia, и с этого времени берет свое начало современная модель Skoda Octavia. К концу десятилетия появляется Felicia Super и Octavia 1200 Touring Sport, которые были самыми мощными гражданскими автомобилями компании на тот момент, предоставляя водителю в использование 55 лошадиных сил. Однако к концу 69 года в модельном ряду появляются новые малыши - Skoda 100 и 110, первая модель  очень похожа на наш отечественный запорожец, ее фото приведено ниже.

Skoda-100В 76-ом году была представлена новая модель - Skoda 120, ставшая очередным шагом в будущее, в оформлении автомобиля применялись новые компоненты, которые позволили сделать его одним из самых маневренных и быстрых из всей линейки компании.

Skoda 120Следующей принципиально новой моделью стала Шкода 130, оснащенная 5-ти ступенчатой коробкой передач нового поколения. Эту модель начали выпускать в 1984 году.

Шкода 130В начале 90-ых годов появилась модель Skoda Favorit, которая уже не так полюбилась публике, и не потому что была плоха, а потому что в ней не было совсем ничего инновационного. Но производство почти всех старых моделей было прекращено, так что чехи и граждане других стран были вынуждены покупать Шкоду Фаворит, так и не сумевшую впоследствии завоевать ту любовь, которая досталась предыдущим моделям.

Skoda FavoritДалее появляется почти подобная Шкода Фелиция, над которой производитель колдует как только можно, выпуская небольшие фургончики, и пикапы на ее основе. Ничего нового не приходит до 96 года, в этом году появляется первая модель Octavia, которая дала внешний вид всем современным автомобилям Шкода. Приглядитесь к ней, и к новым машинам внимательней, новые машины по силуэту сильно повторяют эту Октавию, предшественница которой появилась еще раньше, несколько десятилетий назад.

OctaviaГоворить о современных машинах не вижу смысла, так как они еще не успели войти в историю, отмечу лишь две новые модели, которые пока не успели появиться в продаже в Чехии, однако уже наделали шума, это Skoda Rapid, которая займет место между Октавией и Супербом:

И один из немногих кабриолетов от Шкоды, созданный на базе Skoda Fabia:

Кабриолет Fabia

История развития логотипов компании представлена ниже на картинке, сегодня на машины помещают логотип 94-ого года, однако на некоторых машинах 95-ого года можно найти своеобразный юбилейный логотип, тогда компания праздновала 100 лет со дня основания:

Логотипы Шкоды