СтудентыКак известно, чтобы понять исключения, сначала надо усвоить правила. Именно поэтому для развития мышления малышей обыкновенный кубик будет много полезней навороченного робота, а листок бумаги с карандашом – любого планшета. Это касается не только малышей в России, но и по всему миру, в том числе и в Чехии. Ведь правила интернациональны, а при воспитании детей, как известно, мелочей не бывает. Именно поэтому учебно-наглядные пособия для начальной школы должны быть направлены на то, чтобы дети усваивали простые природные закономерности, а не их иллюзию на компьютерах.

Справедливости ради надо отметить, что общая тенденция перехода от «реальных» технических средств обучения к виртуальным направлена не на создание новых, как думают многие молодые люди, а на повышение доступности известных и хорошо зарекомендовавших себя способов помочь усвоению трудного материала. Поясним на примере. Самое простое и нужное средство обучения – это изображение. Если в докомпьютерные времена преподаватели рисовали на ватмане или (это больше в ВУЗах) использовали огромные и дорогие эпидиаскопы, теперь они легко и просто делают то же самое компьютерной презентацией через проектор, который много дешевле и доступнее.

Однако даже для взрослых химиков модели молекул зачастую понятнее, чем их компьютерные образы, поскольку они истинно трехмерные. Что же говорить о малышах?

Незаменимость простых наглядных моделей для их обучения абсолютно бесспорна. Наглядные пособия для начальной школы предъявляют ряд особых требований, потому что мы доверяем им наше самое ценное – здоровье детей. Они должны быть абсолютно безвредны для кожи рук, но учитывая, что малыши все тянут в ротик, требования к безопасности – предельно жесткие. Это тот случай, когда любая экономия может обернуться катастрофой. Потому применяемые красители должны быть, что называется, «пищевыми», а сам материал – природным или прошедшим все возможные тесты на безвредность.

В то же время пособия должны выглядеть очень привлекательно, быть яркими и интересными. Они должны быть достаточно прочными, занимать не так много места, понятным образом разбираться и собираться. Не должны собирать много пыли и грязи, быть небьющимися, а при разбиении не образовывать острых краев.

Конечно же, сразу приходит в голову, что идеальный материал для детских наглядных пособий – это веками испытанные бумага, картон, дерево, т.е. целлюлоза. Но и тут не все так просто. Ни в коем случае нельзя использовать так называемый макулатурный, или серый картон, так как он может содержать непредсказуемые примеси или добавки, в нем используются не всегда качественные клеи. Вторсырье, понятно, не для детей! Только первичный целлюлозный материал из чистого сырья имеет право на контакт с детьми.

Европа, в частности Прага и Чехия, возможно, уже немного ушли вперед по отношению к России, в данном вопросе, однако и российские педагоги пользуются современными методиками, и семимильными шагами догоняют европейских коллег.